САЙТ  УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ "Янышская оош" Васильевой Ирины Борисовны.   

 

Лексика

Путешествие по стране лексика (конспект урока по русскому языку)

Пасынок Юлия Юрьевна
зам. директора по инновационной работе, учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 21", 693013, г. Южно-Сахалинск, пр. Мира, 237-36


Цели:

  • обобщить знания об имени прилагательном;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • познакомить с явлениями синонимии, антонимии и фразеологии;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
  • повысить интерес к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня у ребят урок уж очень важный.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята сегодня наш урок будет необычным – сказочным: мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. Узнаем, что такое “Лексика”, для чего она нам нужна.
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза –

Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

Откройте свои тетрадочки, запишите число, классная работа.

III. Обобщение.

– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку урок у нас сказочный, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. Итак, что знаете об имени прилагательном?

– Молодцы! Ну что ж поплыли?

Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.

IV. Работа над темой урока.

В дороге ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе всё об этом – ты и я.
На башне флаг с названием страны.
Скорей читайте!

– Лексика.

– Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы знаете, что она обозначает?

Лексика – наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые задания. И сегодня мы сами попробуем что-нибудь создать.

– Итак, в путь!

Быстрее, быстрее колёса крутитесь,
И вот все вагоны вперёд покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!
В нашем поезде три пассажира. Первый –
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.
Кого мы называем зайцем?

– Небольшого пугливого зверька семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Едет зайка, рассуждает,
Рассуждает и не знает:
“Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?”

– Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем?

– Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.

– Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он?

– Трусливый.

– Подберём слова, близкие по значению к слову “трусливый”.

Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.

– Запишите эти слова в столбик.

– Что вы можете сказать об этих словах?

– Это слова разные по звучанию, но близкие по значению.

– В русском языке такие слова называют синонимы. Как вы думаете, трусость – это хорошее качество или нет?

– Какое качество будет на противоположном полюсе нашего магнита?

Храбрый, смелый, отважный, мужественный.

– Запишите эти слова во второй столбик.

– Сравните слова, которые вы сейчас записали, со словом “трусливый”. Что вы можете сказать о значениях этих слов?

– Это слова противоположные по значению. В русском языке их называют антонимы. К какой части речи относятся записанные вами слова?

– К именам прилагательным.

– Определите род этих прилагательных.

– Мужской род.

Образуйте от этих прилагательных форму женского и среднего рода.

Сосед зайчишки
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

– Медведь.

– В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв.

– Что вы можете сказать о слове “медведь”?

– Одушевлённое имя сущ., м.р., 2 скл., с безударной гласной Е в первом слоге.

– А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали “медведь”?

– Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.

Запись в тетрадях:

Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где есть мёд”.

– Составьте со словом “медведь” предложение, запишите его в тетрадь.

– Проверяем.

– Очень интересные предложения. Я вам предлагаю своё. Давайте его запишем:

Из чащи на берег вышла большая бурая медведица.

Работа у доски (комментированное письмо).

– Разберём это предложение по членам и частям речи. Составим схему предложения:

Из _._ на _._ == ~~ ~~ __ .

– Назовите словосочетания с именами прилагательными.

– Медведица бурая, медведица большая.

– Сделайте вывод: с какой частью речи связано имя прилагательное?

– С именем существительным.

– Как называется этот вид связи?

– Согласование.

Медведь заданья нам привёз,
В своей корзинке он их вёз.

– У вас на партах лежат карточки. Прочитайте отрывки, записанные на них.

Карточка № 1

Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлоп…ями снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает верхушки д…рев…ев.

 

 

Карточка  № 2

Прекрасен сне…ный лес зимой. Сонные д…ревья покрыты пуш…стыми хлоп…ями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее со…нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.

 

– В каком отрывке более ярко описан лес? Как это достигается?

– Во втором. Это передаётся с помощью прилагательных.

– Для чего в речи используются имена прилагательные?

– Именно они делают нашу речь живописной.
– Без них речь бедна и невыразительна.

Комментированное письмо.

– Спишите второй отрывок, вставляя пропущенные буквы.

– Какие правила русской грамматики вы вспомнили, выполняя это задание.

– Подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные.

– Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем заглянуть в очень интересный уголок Лексики. Я вам прочитаю предложение, а вы подумайте, чем оно необычно:

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.

– Что испугало мальчика? Почему?

Собаку съела – значит, она очень хорошо в чём-то разбирается. Она очень опытная, а мальчик этого не знал.

Собаку съесть – это фразеологизм, устойчивое выражение, которое перелетая из одного предложения в другое, не меняет своего значения. В нашем языке таких выражений много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь,
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь)

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)

– Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим о большом количестве людей в тесном помещении.

– "Как сельдей в бочке".

– О проливном дожде, ливне.

– "Льёт как из ведра".

V. Итог урока.

– Ребята, сказочные тетради закрываем.

К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

– С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке.

– Что понравилось?

– Что удивило?

– Что запомнилось?

И ещё одно заданье
От меня вам на прощанье:

VI. Домашнее задание.

– Нарисуйте страну Лексику и напишите о ней.

Прощаться настала пора…
Книгу закрывать пора!
С нею мы узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, спасибо вам за урок.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".